вверхВверх
Категория: Дети, семья Школа слепок общественных отношений

Если почитать высказывания детей о школе в социальных сетях и чатах, чувствуешь всё их негодование, раздражение, отчаяние, а порой и неприкрытую ненависть. 
Это парадоксально, ведь дети любят учиться. На определенном этапе жизни для них жить – значит познавать, познавать – это жить. Чуть позже стимулом желания учиться становиться потребность в социальном одобрении, затем, стимул – достойный социальный статус. И мало кто из светил науки пытается объяснить этот феномен, не то чтобы помочь детям его решить. 
Если общаться с детьми много и доверительно, начинаешь ухватывать суть происходящего. Школа – слепок общественных отношений, копия, сжатая во времени и пространстве. Для детей школа – экстрим, выживание. Дети приходят в школу с желанием учиться. 
Однако социальные отношения, складывающиеся со сверстниками, старшими, начальством в виде учителей и влияние школы на отношения с семьей оттесняют процесс познания на второй план. И что греха таить, всю жизнь «аукаются» во взрослой жизни. Приведу слова замечательного психотерапевта А.В. Курпатова: «Социальные отношения, то есть, проще говоря, отношения человека с человеком, - это, к сожалению, прежде всего выяснение «силы». 
В любом коллективе можно увидеть, что, прежде всего его члены проверяют друг друга по критерию «силы» - кто сильнее физически, кто сильнее интеллектуально, кто сильнее психологически. Нам это важно знать, поскольку это определяет диспозицию сил в данном коллективе, хотя, конечно такие проверки подчас выглядят не слишком красиво. 
В детских коллективах эта борьба за власть заметнее, потому, что проблема определения своего места, своей роли, и своей власти, в конце концов, имеет для юных отпрысков и девиц первостепенное значение». Впервые отстаивать свою точку зрения ребенок учится в три года. «Кризис трёх лет». И если родители постарались, чтобы этот кризис обошелся для них с наименьшими затратами их сил, то ребенка попросту «ломают». Степень изломанности индивидуальна. Но именно это является причиной невозможности сделать отношения в школе задачей второго плана, а на первое переместить процесс освоения знаний. 
Призывы взрослых осознать всю необходимость учиться, как показывает практика, неэффективна. Школа – не выбор ребенка. Даже использующая новейшую технику. И это надо помнить.

 


Поделиться

Комментарии