вверхВверх
Категория: Психология Синдром скорбящего

Синдром скорбящего — распространённая болезнь, проявляющаяся в виде сильного и непреодолимого желания публично скорбеть по поводу какого-либо события или просто так, за компанию.

Суть. Произошла Трагедия. При Трагедиях положено скорбеть. Положено моралью. На самом же деле люди, оставшиеся в стороне от Трагедии, больше склонны радоваться, что эта самая Трагедия произошла не с ними. Ибо, как показывает опыт, субъект, навернувшийся в яму, в первую очередь вызывает смех и только потом — жалость. Но раз уж Трагедия с кем-то произошла, значит, участников надо морально поддержать… ну, или оплакать, в худшем случае. Это не обязывает к каким-либо материальным затратам, но в то же время, выражая сочувствие, можно поддержать репутацию в глазах окружающих и в первую очередь — в своих собственных. Из этого и происходит Синдром Скорбящего — необходимость демонстративно выразить скорбь, дабы продемонстрировать свою высокую мораль и духовный мир, ощутить себя причастным, а заодно и поднять родное ЧСВ. При этом вовсе не обязательно испытывать настоящие чувства — никто не будет проверять полиграфом. Самое важное для поциента, больного Синдромом Скорбящего, — заявить всему миру о своей скорби. Не стоит путать его с человеком, которому действительно не безразлично. Последний, как правило, подкрепляет свою позицию действиями: пожертвованиями, сбором нужных вещей, записью в добровольцы, если таковые требуются. Больной Синдромом Скорбящего ограничивается вбросом скорбных ленточек, цветов, глубокомысленными рассуждениями о сущности бытия, репостами и просто бурным сочувствием, сразу после которых может появиться пятничный пост с котиками.

Аудитория. Синдрому более всего подвержены, как правило, люди общественные: блоггеры, пользователи социальных сетей, политики, люди искусства и прочие личности «на виду». В ЖЖшке, Вконтакте и, особенно, в Быдлоклассниках можно заметить даже одну из дисциплин Специальной Олимпиады — мерянье скорбью, выражающееся в запосчивании как можно большего числа слезливых постов и картинок с последующим выяснением, кто же скорбит трушнее. В меньшей степени синдрому подвержены технари, интеллектуальные меньшинства, рокеры с металлистами (если только не убили кого-то из их кумиров, хотя в таком случае скорбь бывает и неподдельной), наркоманы и т. д.

(Комментарий А.М.: на самом деле те самые "рокеры с металлистами" - ещё те "скорбцы". Сам был некогда завсегдатаем форума одной популярной отечественной рок-группы, фаны которой (особенно женская половина) в большинстве своём состоят из творческих личностей с "офигенно богатым внутренним миром", который они при случае любят продемонстрировать. И всё, что принято с подачи СМИ считать общей трагедией, активно обсуждается и оплакивается).

Симптомы. Больного, находящегося в состоянии покоя, вычислить сложно. Стоит подождать более или менее крупной Трагедии. Вот тут-то Интернет и вспенивается волнами слез и картинок. Поциент, обнаружив, что кто-то не скорбит, бросается на субъекта с воплем «ГОРИ В АДУ, БЕЗДУШНАЯ СКОТИНА!!!» Любое возражение вызывает новую вспышку праведного гнева, сопровождаемую очень эмоциональными комментариями и попытками морально удавить жертву. Менее буйные поциенты реагируют только на прямое неуважение к Трагедии и её жертвам, на равнодушных смотрят брезгливо и не вступают в бой. Поциенты с наиболее высоким уровнем психоза могут сходить на место Трагедии и сфотографировать себя унылого с парой цветочков. Зато потом на каждом углу гордо кричать о своей скорби и сорить фоточкой в сообществах.

И не дай бог вам увидеть непосредственного очевидца или участника трагедии. Его Чувство Собственной Важности излучает в видимом спектре, и любой диалог, даже не касающийся Трагедии, идет в стиле"Я там был, а ты — г...но". Слегка теряет позицию, если заметить, что там был не только он, а некоторые даже умерли.

Психология. На самом деле в мире каждый день происходят десятки трагедий, в которых погибают сотни и тысячи людей. В конце концов, в мире от голода ежедневно умирает 25 000 человек, из них тысячи детей, в горячих точках еженедельно гибнут десятки мирных жителей. Каждый день в России на дорогах погибает около 80 человек. А сколько человек погибает от рук убийц, решивших поживиться мобильником и бумажником? Переживает ли по этому поводу обыватель? Нет.

На самом деле такое равнодушие — это нормальный инстинкт человеческой психики. Вспомните, как умерла ваша бабушка/дедушка/дальний родственник/собака/кот и как по этому поводу вы горевали. А теперь представьте себе, что аналогичные эмоции вы испытываете при каждом известии о смерти человеческого существа на Земле. Недалеко до дурдома, не так ли? Даже если ваш разум и способен на такое, то времени на что-либо, кроме вставки свечей в блог или на стену Контакта, не останется. Здоровое равнодушие — следствие не менее здорового инстинкта самосохранения и продолжения рода. Если бы все люди скорбели по поводу всех трагических смертей в мире, то человечество бы уже давно загнулось в бесконечной и безысходной депрессии.

Следует вывод: объективно человеку безразлична смерть неблизких ему людей, и это правильная, здоровая реакция мозга. Тогда вопрос: почему люди так реагируют на массовые трагедии, происходящие в мире? Вот основные причины.

СМИ и государство. Если бы в программе «Время» не сообщали об очередном упавшем самолете, то рядовой обыватель вряд ли бы узнал о них, а если бы и узнал, то в виде сухой сводки. Однако же у нас показывают крупным планом убитых горем родственников в аэропорту, показывают, «какой хорошей умной девочкой была Ирочка, какие стихи писала» и обязательно её фотографию — счастливой и улыбающейся, в кругу семьи. Все домохозяйки изойдут на слезы у своих плит, и эмоций на возмущение ЖЭКом и растущими ценами уже не останется.

Государство использовало и использует трагедии, чтобы отвлечь свой народ от проблем, которые наболели, но которые решить не получается/нет желания/невыгодно. Плюс ко всему, любая трагедия — это повод подтянуть разболтавшиеся гайки, и подобная практика является повсеместной даже в тех странах, где человеческая жизнь якобы ценится превыше всего. Просто напомни скорбящему, что своими соплями он отвлекает общество от реальных дел и сам добровольно цепляет на себя поводок.

Эффект близости. Человеку свойственно принимать близко к сердцу лишь то, что имеет отношение к нему самому. Жалость к окружающим есть проявление жалости к себе. И нравственность тут не при делах. Подоплёкой этого вашего сострадания в 95% случаев являются такие мыслишки как: "А ведь и я мог оказаться в этом вагоне метро" или "Я проезжал эту станцию за пять минут до…", "И я мог полететь на этом самолете из Анапы". Например, обычный россиянин из средней/центральной полосы не представляет себя в роли японца во время очередного землетрясения, хотя бы потому, что его регион не расположен на пересечении литосферных плит. Зато легко представит себя в автобусе, который через минуту рискует превратиться в общественный катафалк.

Кроме того, имеет значение и сам состав погибших. Здесь имеется в виду их национальность, менталитет, религия (нередко основная составляющая), возраст, социальное положение.

Пример: представьте, что обрушилась стройка в Москве и погибло 50 гастарбайтеров (в основном мусульман). Не очень скорбится, да? А СМИ максимум поцокают языками на тему того, какие эти мерзкие строительные компании, не обеспечивают безопасность. А теперь представьте, что обрушился (допустим, по причине того же недосмотра состояния) дом с мирными гражданами, спящими в своих кроватях. Рука тянется к кнопке "вставить печальную картинку в блог"? То-то.

Вывод: чем ближе трагедия к человеку по ряду факторов, тем сильнее он переживает по её поводу. Следовательно, даже в подобной скорби человек остается эгоистичной скотиной, немногим лучше циников, развешивающих злые фотожабы". Конец цитаты.

От себя добавим неотъемлемый признак любого лицемера: для него важно не то, какие чувства он испытывает на самом деле, а то, каким увидят и запомнят его люди.

Также отметим, что "синдром скорбящего" возник задолго до появления интернета. Он связан с древней языческой традицией многих народов оплакивать покойного. В том числе и в русских сёлах, когда умирал какой-то человек, если близкие скорбели по нему не слишком искренне либо недостаточно эмоционально, то для проведения обряда оплакивания приглашали бабок-плакальщиц. Специально нанятые люди приходили на похороны человека, которого не знают вообще либо знают плохо, и обливались горючими слезами со стонами и воплями: "На кого ты нас покинул?!"

Со временем всё вышеописанное приобрело более цивилизованные, в глазах прогрессивного человечества, формы в виде гражданских панихид, минут молчания, возложений цветов к месту трагедии, флеш-мобов в интернете и прочего. Однако, как справедливо указано в процитированной статье, все эти ритуалы имеют сугубо избирательный характер. Они проводятся  лишь тогда, когда трагическое событие широко освещено в отечественных либо международных СМИ. Говоря откровенно, это происходит не по зову сердца, а по чьему-либо указанию.

Напомним также, что в исламской традиции не имеют места подобные ритуалы и публичные мероприятия. Когда умирает мусульманин, задачей общины является как можно скорее предать его тело земле. Пророк Мухаммад  приказывал нести носилки с покойным к кладбищу побыстрее, поскольку если это праведный человек, то люди ускорят его встречу с ангелами милости Аллаха и Его наградой, а если это грешник, то побыстрее сбросят груз со своих плечей. Также является сунной для соседей, друзей либо родственников покойного оказать помощь его близким в дни скорби (то есть в течение трёх дней с момента его смерти) в виде готовки для них пищи или иной помощи по хозяйству.


Поделиться

Комментарии